Главная / Ростовские характеры и лица / Ростов своими словами. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ.

Ростов своими словами. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ.

Хацкель
Владислав Маркович

Родился 05 апреля 1967 года в Ростове-на-Дону. Учился на геолого-географическом факультете Ростовского Университета. Был отравлен студенческой сценой, отчего вся жизнь пошла наперекосяк. Вместо почётной и респектабельной работы геолога занимался рискованным режиссёрским промыслом в Ростове, Вильнюсе и Норильске, дружил с хорошими людьми.


Читать полностью »

С 1995 года живёт в Москве.

Писать начал лет с восьми. Первое произведение (так и не изданное) – фантастический роман про подземную лодку.

В коллекцию «Ростовологии» мы включили историю Владислава Хацкеля из сборника его рассказов.

Хацкель, В. М. Марш вступления Красной Армии в Будапешт [Текст]: сб. рассказов [рукопись] М., 2012




ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

Из сборника рассказов МАРШ ВСТУПЛЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В БУДАПЕШТ

Без сомнения, он был достопримечательностью Ростова. Такой же неотъемлемой частью города, как Соломон Телесин – знаменитый скрипач Моня или памятник Первой Конной Армии напротив здания Горисполкома, именуемый в народе «под яйцами».

Одним только своим обликом он мог легко спровоцировать погром, а когда заговаривал, то погром становился неизбежен. С вечной пегой щетиной на щеках и подбородке, в клетчатой ковбойке и засаленной меховой безрукавке. Его оттопыренная нижняя губа, напоминала тбилисский хинкали. Хрипловатый голос с характерным акцентом. Добавьте сюда постоянно моргающие глаза, за которые моя бабушка называла его «пинтлах». В общем – классика жанра. Мне кажется, что именно с него Кукрыниксы рисовали символические портреты Мирового Сионизма и Израильской Военщины.

Его звали Наум Исаакович Гительмахер, но об этом я узнал только спустя сорок лет. А тогда он был для меня, как и для всех остальных ростовчан, просто Дядя Наум. Он жил напротив меня в переулке Островского, в старом деревянном доме. Там же жили две лошадки, на которых он катал детей в парке Горького.

Нажмите для увеличения. Современные продолжатели славного дела дяди Наума. Фото с сайта fotofact.net
Современные продолжатели славного дела дяди Наума. Фото с сайта fotofact.net

Современные продолжатели славного дела дяди Наума.

Его жена и взрослый сын, который, в преддверии московской Олимпиады, воссоединился с кем-то на исторической родине. Ну, то есть, свалил в Штаты. В начале девяностых, похоронив жену, туда же укатил и сам Нёма, после чего следы его затерялись. Хотя кто-то из знакомых встречал его в Америке на Брайтоне, где в возрасте восьмидесяти с лишним лет он продолжал оставаться живым и почти здоровым.

Музей революции

Говорят, что помимо лошадок имел он небольшой гешефт с золотом и валютой, охотно, хотя и без удовольствия, давал в долг под проценты и скупал имущество, полученное продавцами путем тайного или открытого похищения оного. Утверждать это я не берусь. Во всяком случае, где-то в середине 70-х, дядя Наум обложил дом кирпичом, а деревянные стены тайком разобрал изнутри. Таким конспиративным способом Нёма построил новый дом. Когда строительство было закончено, на доме появилась табличка:

"На месте этого дома стоял дом, в котором в ночь с 2 на 3 ноября 1903 года скрывался от полиции известный революционер Гусев Сергей Иванович ( Драбкин Яков Давидович )".

Нажмите для увеличения. На месте этого дома стоял дом, на месте которого стоял дом, в котором однажды ночевал известный революционер Гусев он же Драбкин. А вот ворота рядом с ним подлинно те, из которых выводил своих лошадей дядя Нёма. Фото А. Пхиды
На месте этого дома стоял дом, на месте которого стоял дом, в котором однажды ночевал известный революционер Гусев он же Драбкин. А вот ворота рядом с ним подлинно те, из которых выводил своих лошадей дядя Нёма. Фото А. Пхиды.

На месте этого дома стоял дом, на месте которого стоял дом, в котором однажды ночевал известный революционер Гусев он же Драбкин. А вот ворота рядом с ним подлинно те, из которых выводил своих лошадей дядя Нёма.


Дядя Наум против КГБ

Покупка дядей Наумом свиней была вызовом не только еврейскому общественному мнению, но и всемогущему КГБ. Приобретя четырех хрюшек, Нёма, первым делом, позаботился о том, чтобы результаты их каждодневной жизнедеятельности имели бесперебойный выход за пределы его домовладения. Видимо это было условие, без выполнения которого лошадки отказывались таскать бричку и приносить дяде Науму два рубля с каждой поездки по Пушкинской улице с десятком малолетних головорезов на борту.

Сток был устроен в соответствии с физическим законом, согласно которому отношение уровней жидкостей обратно пропорционально отношению их плотностей. В соответствии с этим законом от свинарника-конюшни был проложен асбестовый желоб. Именно по нему однородная жидкость самотеком передвигалась к чугунной решетке ливневой канализации. Прохожие перепрыгивали через тонкий зеленый ручей, «штынк» от которого разносился в радиусе 500 – 700 метров. Соседи были крайне недовольны. Но больше всех страдало Ростовское управление Комитета Государственной Безопасности. Упомянутая решетка находилась непосредственно напротив монументальных автоматических ворот, через которые государственная безопасность распространялась на города и веси донского края.

Нажмите для увеличения. Монументальные ворота бывшего Комитета государственной безопасности. Современный снимок. Фото А. Пхиды.
Монументальные ворота бывшего Комитета государственной безопасности. Современный снимок. Фото А. Пхиды.

Монументальные ворота бывшего Комитета государственной безопасности.

Таким образом, въезжающие и выезжающие из Конторы черные «Волги» были овеяны едким устойчивым ароматом, что, конечно же, принижало имидж организации в глазах населения и вызывало рвотный рефлекс у двух дэвов с погонами прапорщиков, охранявших вход (точнее – въезд) в чистилище. После того, как среди прапорщиков развернулась настоящая война за право сторожить другие ворота, а сарказм на тему чистых рук дошел до своего апогея, дядю Наума попросили зайти по-соседски, без чинов.

Дядя Наум зашел. Отчего бы было ему не зайти. И даже предпринял попытку аргументировать свои действия цитатами из Продовольственной программы. Но чекисты были неумолимы. Сославшись на 88 статью Уголовного кодекса, рыцари плаща и кинжала предложили дяде Науму альтернативу. Альтернатива была практически полной цитатой из вышедшего незадолго до этого фильма «Горец»: «В живых должен был остаться только один». Либо он - Гительмахер Наум Исаакович - либо свиньи.

Дядя Наум сделал кошерный выбор и животноводческая эпопея завершилась.

Нажмите для увеличения. За что?!! Фото с сайта old.sozhnews.by.
За что?!! Фото с сайта old.sozhnews.by

За что?!!


Дядя Наум и толерантность

Прежде всего, надо понимать следующее. Во времена, о которых идет речь, слова «толерантность» не знал даже известный политолог Глеб Олегович Павловский. Те же, кто это слово все-таки слышал, считали его прямым переводом на французский уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного 121 статьей УК РСФСР в редакции 1960 года.

В конце 80-х годов, на фоне ослабления идеологического вседержания коммунистической партии и снижения роли репрессивного аппарата в лице Конторы Глубокого Бурения (сокращенно КГБ), советский человек потянулся к видеосалонам, комиссионно – коммерческим магазинам (комкам) и религии. То есть к религии еще не совсем потянулся, но определенное подергивание тел в означенном направлении стало наблюдаться.

Что первым делом предпринимал советский доморощенный бизнесмен тех лет? Первым делом он покупал себе факсимильный аппарат. После чего исправно пользовался им в качестве кнопочного телефона, поскольку отправлять или принимать ему было абсолютно нечего.

Что первым делом предпринимали религиозные организации во все времена, почуяв начало возрождения? Правильно – ремонтировали храмы. И начинали, как правило, с крыши.

Нажмите для увеличения. Ростовский кафедральный собор до реставрации. Фото с сайта etoretro.ru
Ростовский кафедральный собор до реставрации. Фото с сайта etoretro.ru

Ростовский кафедральный собор до реставрации.

В 1987 году началось восстановление Ростовского кафедрального собора. А в 1988-м его купола засияли сначала медью, а затем и сусальным золотом. Этот важный символический акт влетел епархии в копеечку, а все мысли владыки Владимира были направлены на мирское – добывание средств для продолжения работ. Молитвы и переговоры делали свое дело. Ручеек пожертвований был, хотя и не слишком бурным, но достаточно широким.

Совсем по-другому обстояло дело у конкурирующей организации, расположившейся всего в двух кварталах от собора, на пересечении Газетного переулка и Тургеневской улицы.

Нажмите для увеличения. Ростовская синагога до капитального ремонта. Фото с сайта arhinovosti.ru
Ростовская синагога до капитального ремонта. Фото с сайта arhinovosti.ru

Ростовская синагога до капитального ремонта.

Ростовская хоральная синагога находилась в состоянии запустения, а сиротские остатки еврейской общины пребывали в запрещенном Богом состоянии уныния. Проблема состояла в том, что синагоге не хватало трех важнейших, взаимосвязанных между собой вещей: денег, иудеев и крыши. Крыши не было вследствие отсутствия денег, а денег ввиду отсутствия иудеев и, соответственно, пожертвований от них. Да и какие иудеи могли взрасти на ростовской почве, где раввина-то не было с 1960 года. Ростовские евреи, в массе своей, не были религиозными, а местами даже были партийными. Мой папа, например, обходил здание синагоги исключительно по параллельной улице, а разговаривать на идиш опасался даже дома.

К концу 80-х вся еврейская община Ростова-на-Дону состояла из двух десятков пикейных жилетов, которые периодически, с жутким геволтом, избирали из своего числа старосту.

Нажмите для увеличения. Из серии картин художника В. Любарова «Еврейское счастье». Фото с сайта funtema.ru
Из серии картин художника В. Любарова «Еврейское счастье». Фото с сайта funtema.ru

Из серии картин художника В.Любарова «Еврейское счастье».

В тот судьбоносный для страны год старостой как раз и был Наум Исаакович Гительмахер – дядя Наум, окончательно ставший на путь кошрута после продажи четырех свиней.

Надо сказать, что евреям нельзя давать возможность выбора. Их (нас) надо держать очень строго, благосклонно разрешая двигаться по какому-нибудь одному единственному пути.

Тогда им (нам) будет хорошо и спокойно. Это понял еще Моисей, когда разбив о головы разгульных сородичей скрижали, принес затем новые, но точно такие же.

Отсутствие твердой руки не позволяло Ростовской еврейской общине принять какое-либо эффективное решение, влекущее за собой появление денег, крыши и пополнение рядов иудеями. Как все происходило на самом деле я не знаю, потому пересказываю с чужих слов.

После продолжительных обсуждений Совет общины постановил написать вышестоящим руководителям, а именно: Рональду Рейгану, Адольфу Шаевичу и Михаилу Горбачеву. Против был только староста - дядя Наум, который ругался, брызгал слюной и объяснял собравшимся почему их идея - чистый дрэк. Как принято в Кнессете, дядю Наума никто не слушал. Тогда Нёма тихо сел в сторонке, а актив разошелся по углам писать письма. Письмо, в итоге, написали только одно – Рейгану.

Нажмите для увеличения. Сороковой президент США Рональд Рейган. Фото с сайта theimaginativeconservative.org
Сороковой президент США Рональд Рейган. Фото с сайта theimaginativeconservative.org

Сороковой президент США Рональд Рейган.

Написали на чистом русском языке, так как английского не знал никто, и разошлись довольные собой. Остался только дядя Наум, который долго еще бормотал что-то на идише, периодически делая записи в лежащий перед ним тетрадный листок.

Неизвестно, получил ли 40-й президент США Рональд Уилсон Рейган послание от ростовских евреев, но через несколько дней на столе митрополита Ростовского и Новочеркасского, экзарха Западной Европы, Управляющего делами Московской Патриархии и постоянного члена Священного Синода Владимира лежало письмо, скрепленное печатью Ростовской еврейской религиозной общины и подписанное дядей Наумом.

В письме, написанном в лучших традициях Нагорной проповеди, хотя и с грамматическими ошибками, предлагалось возлюбить ближнего своего (два квартала - действительно не расстояние), намекалось на то, что оба они – Владимир и Наум - одно дело делают, а также содержалось напоминание о корнях и истоках. В последних строках содержалась суть – просьба помочь материально на ремонт крыши.

Могу себе представить чувства, которые бушевали и боролись друг с другом в душе Владыки. Но истинный христианин поборол крепкого, а значит прижимистого, хозяйственника. Владимир вызвал секретаря и продиктовал ответ православной церкви дяде Науму.

В ответном письме содержалось уверения в приверженности заповедям, сетования на ограниченные финансовые возможности, связанные с золочением куполов и обещание «чем сможем – тем поможем».

Восемьсот рублей и письмо, полученные Общиной, вызвали среди пикейных жилетов форменный ураган. Возмущенная еврейская общественность требовала распять изменника Гительмахера, поминала почему-то тридцать серебренников и даже пыталась дать объявление о том, что мнение дяди Наума и евреев не совпадает. Дядя Наум выдержал экзекуцию стоически, обозвал всех собравшихся «идиётами» и поехал в парк Горького катать детвору на своей бричке.

Деньги были отправлены обратно, дядя Наум низложен, а семена толерантности, посеянные Нёмой и митрополитом Владимиром, выкопаны из земли и развеяны по ветру. Ну, а крыша появилась над Ростовской синагогой только через год.

Дядя Наум и я

Рассказанное мной не претендует на историзм и достоверность. Если кто-то скажет, что все было по-другому – я не стану спорить и соглашусь. Если кто-нибудь обидится – извинюсь. Просто я так это помню. Или думаю, что помню это так. Все это просто байки. Не было свиней, лошадок и КГБ. Не было письма митрополиту, переулка Островского и Пушкинской улицы. И не видел, онемевший от ужаса четырнадцатилетний Нёма Гительмахер, как вся его родня исчезает в кровавой пасти Змиёвской балки. А потом, всю оставшуюся жизнь, не расплачивался за этот свой ужас смешным и раздражавшим окружающих морганием.

И не его, а какого-то совсем другого человека видел мой друг Миша в Нью Йорке, летом 2010 года. Это другой человек, просто похожий на дядю Наума, сидел на лавочке, подстелив под себя газетку, словно это был не Брайтон-бич, а ростовский парк имени Горького. Просто сидел и смотрел на залив давно не видящими глазами. И иногда улыбался, заслышав звук проезжающего по набережной туристического развлечения – фаэтона, запряженного парой нарядных лошадок.

Нажмите для увеличения. Картина художника В. Любарова. Фото с сайта evrofilm.com
Картина художника В. Любарова. Фото с сайта evrofilm.com

Картина художника В. Любарова.

Наверное, дядя Наум не был самым приятным человеком, с которым мне приходилось встречаться. Просто он был в моей жизни. Такой как есть и никуда уже от этого не деться. Омейн!

В. Хацкель. Москва, 2012г.

***

Примечание. Некоторые дополнительные сведения о дяде Науме, полученные нами из других источников. С сайта http://www.shansonprofi.ru


Куда приехал фаэтон Бубы Касторского?

Нажмите для увеличения. Артист Борис Сичкин в роли Бубы Касторского в фильме «Неуловимые мстители». Фото с сайта chtenie-online.ru
Артист Борис Сичкин в роли Бубы Касторского в фильме «Неуловимые мстители». Фото с сайта chtenie-online.ru

Артист Борис Сичкин в роли Бубы Касторского в фильме «Неуловимые мстители».

Поклонники знаменитого фильма "Неуловимые мстители" будут приятно удивлены, узнав, что экипаж-фаэтон, на котором уходил от погони Буба Касторский, не сгинул на свалке истории, а хранится в Аксайском военно-историческом музее (Ростовская область). А раз в год на нем даже катают детей, которые приходят в музей на Пушкинские праздники.

"Биография" этого экипажа удивительна и полна приключений!

В 1890 году его пригнали из Петербурга в Одесский зоопарк. А уже в советское время фаэтон "приватизировал" работник зоопарка одессит Наум Гительмахер. В 1968 году все еще остававшийся на ходу экипаж арендовала "Одесская киностудия" для съемок "Неуловимых". Наконец вместе с хозяином чудо техники оказалось в Ростове.

- Этот фаэтон мы купили больше 15 лет назад, - рассказал "Комсомолке" директор музея Владимир Владченко. - От знакомых я услышал рассказ о старом еврее, который катал по парку Горького детей на необычном фаэтоне. В сарае 70-летнего Наума Гительмахера оказалось в разобранном виде несколько старинных карет и тот самый знаменитый фаэтон.

Нажмите для увеличения. Фаэтон дяди Нёмы в фильме «Неуловимые мстители». Фото с сайта crimea.vgorode.ua
Фаэтон дяди Нёмы в фильме «Неуловимые мстители». Фото с сайта crimea.vgorode.ua

Фаэтон дяди Нёмы в фильме «Неуловимые мстители».

– За свои сокровища Нема запросил пять тысяч рублей, – говорит Владченко, – но я стал торговаться и сбил цену до четырех. А через неделю узнал, что Гительмахер договорился с другим музеем на пять тысяч.

Упускать экспонаты директор Аксайского музея не захотел и снова поехал в Ростов. Однако в этот раз Гительмахер запросил уже... десять тысяч рублей – сумму в советские времена фантастическую (стоимость автомобиля "Волга"). К счастью, музею помог знакомый, директор Совтрансавто – перечислил на книжку Немы требуемую сумму. Деньги перевели, но старик в –последний момент решил, что опять продешевил, и заявил, что не будет продавать фаэтоны...

Нажмите для увеличения. Легендарный фаэтон в экспозиции аксайского музея «Почтовая станция». Фото с сайта maps.yandex.ru
Легендарный фаэтон в экспозиции аксайского музея «Почтовая станция». Фото с сайта maps.yandex.ru

Легендарный фаэтон в экспозиции аксайского музея «Почтовая станция».

Тогда Владимир Владченко решился на хитрость. Узнав о слабости "коммерсанта" к цыганским песням, нагрянул к нему домой с хором и устроил для Гительмахера целый концерт. Во время застолья удалось подсунуть для подписи нужные документы. Потом Гительмахер ходил в обком партии, милицию, прокуратуру, все жаловался, что его ограбили... Зато теперь в музее есть фаэтон самого Бубы Касторского.

Юрий Редькин
Комсомольская правда, 8-15 декабря 2005 г.


Скажи свое слово о любимом городе!

Вы можете отправить свой текст, напечатав его в поле "Примечание", либо  прикрепив файл с текстом.


* Поле, обязательное для заполнения

CAPTCHA