Главная / Потрясения и испытания ростовской истории / Жизнь в постъядерном мире вымышленного ростовского метро (о романе Руслана Мельникова «Муранча»)

Жизнь в постъядерном мире вымышленного ростовского метро (о романе Руслана Мельникова «Муранча»)

Мельников
Руслан Викторович (1973 г.)

Мельников Руслан Викторович родился 28 октября 1973 г. в г. Новокузнецке. Окончил факультет филологии и журналистики Ростовского государственного университета по специальности журналист. Работал в местной ростовской и федеральной прессе, на радио и телевидении.

Писать начал со школы. Неоднократно публиковался в ведущих издательствах России. Автор дилогии «Потаённые страхи», в которую вошли романы «Муранча» и «Из глубин», написанные в рамках «Вселенной Метро 2033», а также нескольких циклов книг в стиле альтернативная история, боевая и приключенческая фантастика. Число книг, написанных Р. Мельниковым, приближается к 50, среди них «Орден (Тевтонский крест)», «Дозор», «Голем», «Мертвый рай», «Черная кость», «Хэдхантер», «Бронепоезд» и другие.



Читать полностью »
фотопортрет из источника https://static.wikia.nocookie.net/m__/images/f/f9/Мельников.jpg/revision/latest/scale-to-width-down/500?cb=20170301190107&path-prefix=metro%2Fru

Некоторые факты из биографии Руслана Мельникова, которые расскажут о нем, как об общественном деятеле.

Об участнике проекта «Метро-2033» Руслане Мельникове, как о писателе, информации не так уж много, но, судя по его общественной и журналистской деятельности, это человек с активной жизненной позицией. Вот лишь несколько событий из его жизни, иллюстрирующих это утверждение.

Руслан Мельников является действующим обозревателем «Российской газеты», на сайте которой можно почитать его репортажи. Их тематика разнообразна – общество, здоровье, образование, правосудие, происшествия, криминал, финансовая грамотность.

Нажмите для увеличения. Горловский музей (фото с сайта https://cdnimg.rg.ru/pril/article/98/85/09/16.jpg )
Горловский музей (фото с сайта https://cdnimg.rg.ru/pril/article/98/85/09/16.jpg )

Горловский музей

В 2014 году участвовал в акции передачи коллекции миниатюрных книг издательства «Феникс» в горловский музей миниатюрной книги имени В. О. Разумова1.

В 2015 году принял участие в возвращении в Россию архива братьев Стругацких, хранившегося в частной коллекции донецкого литературоведа и писателя Светланы Бондаренко, изучавшей творчество писателей и готовившей к изданию большое собрание сочинений знаменитых фантастов. Решение о возврате архива в Россию было принято в январе 2015 года, поскольку в Донецке, подвергавшемуся обстрелам, оставлять его было опасно2.

Нажмите для увеличения. фото источника https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/ff88a6af/9_80f73853.jpg

возвращении в Россию
архива братьев Стругацких

«Руслан Мельников лично съездил в Донецк на машине и забрал все документы, а их немало – почти пятьдесят килограммов. Папки были упакованы в пленку и сложены в подвале частного дома – хранители в прямом смысле упрятали бумаги под банки с соленьями. На такие меры пришлось пойти в целях безопасности: в район все чаще стали залетать снаряды, которые грозили уничтожить записи. – Дом, где находился архив, попадал в зону обстрела. Поэтому было принято единственно правильное решение – вернуть документы в Россию. Мы их забрали, перевезли через границу со всеми юридическими тонкостями, какое-то время папки были в Ростове. В багаж мы их решили не сдавать, и сами привезли в Петербург, где они и должны быть, – рассказывает Мельников»3.

В 2017 году получил престижную окружную премию «Искра Юга – 2017», став победителем сразу в двух номинациях: «Публикация о финансовой грамотности» – за материал из калмыцкой глубинки «Копейка долга равна тысяче» в жанре «Испытано на себе» (опубликован в еженедельнике «РГ-Неделя» – Юг России» в ноябре 2017 года). Р. Мельников проехал по дальним калмыцким селам и поговорил со стариками, которые влезают в огромные долги из-за навязанных им кредитных карт.

Вторая номинация, в которой обозреватель стал победителем – «Наука и инновации». Материал Р. Мельникова «Коренной вопрос» (материал опубликован в еженедельнике «РГ-Неделя» – Юг России в феврале 2017 года) посвящен уникальному генетическому исследованию этнических групп ойратов и родственных им калмыков. Причем корреспондент «РГ» не просто подготовил публикацию, но и попытался найти у себя так называемый ген Чингисхана. 4

В начале 2020 года Руслан Мельников принял участие в конкурсе журналистских работ онлайн-марафона «Финансовая журналистика» и занял 1-е место в номинации «Частные инвестиции» с материалом, опубликованным в источнике «Российская газета. Экономика Юга России», Руслан Викторович Мельников, Как во время карантина заработать на акциях (Ростов-на-Дону).

О своем участии в проекте «Метро-2033» Руслан Мельников пишет следующее: «Меня зовут Руслан Мельников. Чем занимаюсь? Пишу. Бывает. Как вот сейчас, например. Редактор «Вселенной Метро 2033» Вячеслав Бакулин просит поторопиться с рассказом о себе, поэтому буду краток. … А теперь собственно о «Вселенной Метро 2033». Почему решил присоединиться? Прежде всего, потому, что этот межавторский проект представляется мне на сегодняшний день наиболее перспективным. Дмитрий Глуховский – настоящий человек-паровоз – сумел вытянуть «Вселенную» на международный уровень. В серии публикуются зарубежные авторы, книги российских писателей выходят на иностранных языках. А сама книжная серия постепенно складывается в единую картину мира. …В общем, захотелось принять участие в столь масштабном эксперименте. Тем более, что и сам Дмитрий, и редакторы серии, как оказалось, очень бережно и с пониманием относятся к задумкам и текстам авторов. Но при этом во «вселенском» проекте есть чему поучиться…» 5



Вступительное слово

Сегодня мы приоткроем вам окно в будущее и расскажем о проекте «Вселенная Метро 2033» современного писателя-фантаста Дмитрия Глуховского и о книге, написанной в рамках этого проекта ростовским автором.

Роман Д. Глуховского «Метро 2033» был представлен читателям в 2002 году на сайте, который автор создал специально для того, чтобы опубликовать произведение, от которого отказались издательства. Писать эту книгу автор начал в 17 лет: он с детства увлекался фантастикой, и в старших классах задумал написать приключенческий роман. Тринадцать глав сетевого романа-антиутопии «Метро 2033», размещенных в интернете в свободном доступе, привлекли тысячи поклонников, которые требовали продолжения. Издательства, видя такой ажиотаж, опомнились, и через три года произведение впервые вышло в виде печатной книги, небольшой тираж которой – менее 10 тысяч экземпляров, был раскуплен настолько быстро, что пришлось выпустить дополнительный. Другое издательство, видя успех автора, увеличило тираж в 10 раз. В 2007 году роман получил премию Европейского Общества Научной Фантастики (Еврокон) в номинации «Лучший дебют».

«Метро 2033» стало первой в серии книг, посвящённых выживанию людей в тоннелях подземной железной дороги после атомной войны. На сегодняшний день авторская серия о метро завершена и состоит из трех книг: «Метро 2033», «Метро 2034», «Метро 2035» (последняя включает в себя новеллу «Евангелие от Артема» – эпилог к роману «Метро 2033»).

Нажмите для увеличения. Мельников, Р.В. Метро 2033: Муранча /Руслан Мельников. – Москва : АСТ: Астрель, 2010. – С.352. (Фото обложки романа с сайта https://metro.fandom.com/ru/wiki/Муранча
Мельников, Р.В. Метро 2033: Муранча /Руслан Мельников. – Москва : АСТ: Астрель, 2010. – С.352. (Фото обложки романа с сайта https://metro.fandom.com/ru/wiki/Муранча 

Читательская любовь, сделавшая культовым роман «Метро», привела к тому, что на его основе были создана целая вселенная – от компьютерных игр до фанфиков (любительских сочинений по мотивам романа) от фанатов. К созданию книг фантастического мира «Вселенная Метро 2033» подключились писатели со всего мира, создав свои «подземные» миры, одним из которых стал мир вымышленного ростовского меторополитена. Историю под названием «Муранча» написал ростовский автор – Руслан Мельников.

Публикация об этом произведении на наш сайт была запланирована и задумана в самом начале 2020 года, и, если бы не этот год, она была бы совсем другой.

Она бы вышла в апреле и читалась совсем иначе, чем сейчас.

Эту постапокалиптическую историю, описанную в романе, никто бы не стал «пропускать сквозь себя». Были бы отсняты фото тех мест, которые упоминаются в романе – шумные городские улицы со спешащими по делам машинами и людьми, и сложно было бы даже представить те печальные картины, которые нарисовал в романе автор.

Но 2020 вступил в свои права, и весна встретила нас кардинальной сменой уклада жизни.

Нажмите для увеличения. фото автора
фото автора

Въезд в город Ростов-на-Дону с северной стороны

И иллюстрации к роману стали до страшного правдоподобными.

Их первая часть, отснятая весной, пополнилась атмосферными фотографиями первого ноябрьского снега, осиротелым зданием аэропорта за проволочным ограждением (и скажите после этого, что фантасты – не пророки!), площадью перед зданием, поражающей безлюдностью. Серым мостом через железнодорожное полотно с разрушенными порталами внизу, и, если, присмотреться, парой странно одетых людей, греющих руки над костром в глубине портала. Пустынный ДК «Ростсельмаш», где обычно не закрывались двери от посещающих его детей из творческих коллективов; и даже Гена с Чебурашкой в парке Островского – хмурые. Зависшее в сером небе колесо обозрения, недействующее здание детской железной дороги. И комбайн на площади, железным монстром нависший над зданием ДК.

Припорошенные снегом кусты словно завершают эту картину. Мне, как фотографу проекта, ничего не пришлось выдумывать и ретушировать – атмосфера этого года сделала все за меня сама.

И остается лишь надеяться, что с уходом 2020 года эти пессимистические картины останутся иллюстрациями к проекту, которые Судьба шутя преподнесла в своем театре, как декорации для пьесы.

Сегодня, когда один из фантастических вариантов развития ситуации на планете Земля, связанный с пандемией, реализуется на наших глазах, роман Руслана Мельникова «Муранча» представляется нам весьма интересным для прочтения.

Ростовское метро – интереснейший проект, о котором стоит рассказать.

Историю строительства метро в Ростове можно смело назвать «историей намерений». Еще в начале ХХ века ростовчане верили, что в городе будет быстрый способ передвижения.

Нажмите для увеличения. Открытка начала ХХ века с монорельсом ближайшего будущего. (фото источника https://zen.yandex.ru/media/turisttochka/budet-li-metro-v-rostovenadonu-5e0118671febd400b0d0cbbb)
Открытка начала ХХ века с монорельсом ближайшего будущего. (фото источника https://zen.yandex.ru/media/turisttochka/budet-li-metro-v-rostovenadonu-5e0118671febd400b0d0cbbb)

Открытка начала ХХ века с монорельсом ближайшего будущего.
Аналог метро, только воздушный (слева вверху). Подпись под открыткой гласит – «Таганрогский проспект». Проспект существует и сейчас – это Будённовский.

В далеком 1979 году начались проектные работы, которые были отменены в 1989 году из-за нестабильной ситуации в СССР.

Однако еще в 1949 году на донской земле работали московские метростроевцы. В те годы неподалеку от будущего Волгодонска (дата основания города – 27 июля 1950 года) был сооружен шестикилометровый тоннель – аналог сооружений Московского метрополитена. В 1949 году, одновременно с закладкой Цимлянской ГЭС, у хуторов Малая Мартыновка и Восход началось строительство самого длинного тоннеля в Ростовской области – системы по переброске воды. По тоннелям должен был пойти сток Донского магистрального канала.

Нажмите для увеличения. Процесса сбойки гидротехнического тоннеля из книги «Волго-Дон» Е. Рябчикова. (фото с сайта https://bloknot-volgodonsk.ru/thumb/400x0xcut/upload/iblock/f3a/sort.vedomost2.jpg )
Процесса сбойки гидротехнического тоннеля из книги «Волго-Дон» Е. Рябчикова. (фото с сайта https://bloknot-volgodonsk.ru/thumb/400x0xcut/upload/iblock/f3a/sort.vedomost2.jpg  )

Непосредственно работами по проходке тоннелей занялась отдельная организация Донтоннельстрой, проходка тоннелей осуществлялась по стандартам Мосметростроя тех лет – диаметр сооружений в 5,5 метров, материал сводов – чугунные тюбинги и сам способ щитовой проходки тоннелей совпадают с техническими характеристиками второй очереди Московского метро, – об этом можно прочесть в публикации «Чем занимались московские метростроевцы в степях около будущего Волгодонска 65 лет назад». 6

Нажмите для увеличения. Входные порталы тоннелей Донского магистрального канала (фото источника https://bloknot-volgodonsk.ru/thumb/578x0xcut/upload/iblock/f88/2.jpg)
Входные порталы тоннелей Донского магистрального канала (фото источника https://bloknot-volgodonsk.ru/thumb/578x0xcut/upload/iblock/f88/2.jpg)

Входные порталы тоннелей Донского магистрального канала

В этом материале были приведены уникальные снимки процесса сбойки гидротехнического тоннеля из книги «Волго-Дон» Е. Рябчикова. 7

Увы, опыт метростроевцев на Дону в ХХ веке так и не пригодился.

В ХХI веке к проекту строительства ростовского метро вернулись в 2008-ом году, когда Ростов-на-Дону был включён в концепцию министерства транспорта РФ по развитию системы метрополитена. В 2009 году был заключён муниципальный контракт с проектным институтом «Метрогипротранс» (Москва), который занимается обоснованием предпроектных предложений.

Участок первой очереди, по мнению разработчиков, должен начинаться на улице Малиновского, проходить вдоль проспекта Стачки, через территорию железнодорожного вокзала, продолжаясь вдоль центральной улицы Ростова Большой Садовой до площади Карла Маркса. Общая протяжённость линии из восьми станций - продолжительностью около 12 километров.

Такие щиты с 2008 года неоднократно появлялись на улицах г. Ростова-на-Дону.

Так выглядела схема первой очереди Ростовского метрополитена в проекте 2011 года.

В 2013 году мэр города М. Чернышев объявил конкурс на создание проекта первой линии. А через 2 года – в 2015 – снова произошла отмена строительства.

В 2019 году на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Ростовской области В. Голубев заявил, что проектирование метро в Ростове-на-Дону начнется в 2020 году.

И снова ростовские газеты растиражировали фразу о том, что Ростовский метрополитен из легенды медленно, но верно превращается в действительность.

Увы, на сегодняшний день остается неизвестным, будет ли возобновлено строительство, проект продолжают обсуждать, и вполне возможно, что через несколько лет или десятилетий метрополитен все-таки начнут строить.

Однако для писателей-фантастов нет ничего невозможного, и с 2009 года в их произведениях метро живет своей жизнью даже в тех городах, где его никогда не было.

Проект «Метро-2033» Дмитрия Глуховского.

Все началось с книги Д. Глуховского «Метро-2033», в которой рассказывалось о выживших после ядерного взрыва людях, обосновавшихся в московском метрополитене. Катастрофа, последствия которой описаны в романе, произошла 6 июля 2013 года (книга вышла в 2007 году, поэтому данная дата еще относилась к будущему).

Проект «Вселенная Метро 2033» Дмитрия Глуховского (совместно с издательством «АСТ»), расширил границы подземной жизни: в книгах описываются регионы России и мира, события происходят в метрополитенах, где выжившие укрылись во время ядерной войны.

«Вселенная Метро 2033» за 10 лет своего существования стала культовым межавторским проектом, одной из самых популярных книжных серий в России, а также тремя игровыми проектами мирового уровня, собравшими тысячи поклонников по всему свету.

В проекте принимают участие начинающие и профессиональные писатели стран СНГ, Великобритании, Италии и Польши. Список книг-участников проекта уже насчитывает более 100 произведений.

«Метро 2033: Муранча» — роман российского писателя-фантаста Руслана Мельникова - одиннадцатая книга серии «Вселенная Метро 2033», увидела свет в январе 2010 года.

«Муранча» – единственная книга о вымышленном метрополитене.

Роман Руслана Мельникова «Метро 2033: Муранча́» – единственная книга о вымышленном метрополитене, написанная в жанре постапокалиптики.

Вот что говорит о романе ростовского писателя автор проекта «Вселенная Метро 2033» Д. Глуховский:

«Муранча?! Объяснительная записка Дмитрия Глуховского.

«До сих пор местом действия романов «Вселенной Метро 2033» становились главным образом крупные города — Москва, Петербург, Киев.

Но карта «Вселенной» неуклонно расширяется, и на ней появляются отметки о все новых выживших.

Добро пожаловать в постъядерный Ростов-на-Дону!

Когда я впервые услышал об идее написать роман об этом миллионнике, сначала засомневался. Понятно, что всем интересна Москва. Очень многие любят Питер и захотят попутешествовать по постъядерной Северной столице. Но Ростов?

Но когда я узнал подробности сюжета этой книги, сомневаться перестал. Решил: надо дать Руслану Мельникову попробовать. Почему бы и не Ростов, в конце концов? Есть же прекрасный «Метро 2033: Север» Андрея Буторина, где все происходит в невообразимой глуши Кольского полуострова, в тундре и в снегах.

И когда я услышал название «Муранча», я, как и вы, переспросил: «Что?!»

А потом я прочел эту книгу. И у меня не осталось никаких сомнений.

Потому что «Муранча», несмотря на странное свое название, на немного экзотическую локацию, — роман сильный и яркий. Однозначно один из лучших в серии «Вселенная Метро 2033». Непохожий на остальные. Увлекательный, но при этом мрачный и лирический.

Из «Муранчи» вышло бы хорошее кино, или еще лучше — «старый», рисованный мультфильм. Получилось бы жутко, завораживающе.

Думаю, и вам понравится.

А после «остановки» в Ростове-на-Дону нас ждут Самара — в «Безымянке» Сергея Палия, Шотландия и Англия в «Британии» Гранта МакМастера, нас ждут и Урал, и Дальний Восток, и Индия, и Куба, и Якутия… Вы не представляете, сколько мы тут всего навыдумывали!8

Краткое содержание и описание произведения.

Действие романа происходит в постъядерном Ростове-на-Дону. По сюжету перед Третьей мировой войной в городе были построены две ветки метрополитена, где после катастрофы укрылись люди. Жители «красной» и «синей» линии враждуют между собой. Главный герой романа — охотник Илья Колдунов, по кличке Колдун, семья которого погибла после нападения мутантов. С тех пор он живёт на станции один, разговаривая с погибшими родными, поднимаясь на поверхность, чтобы мстить мутантам и менять цветы на могилах жены и сына. Выйдя на поверхность в очередной раз, Колдун становится свидетелем панического бегства мутантов. Спустившись на ближайшую станцию, Илья получает от охранника весть о том, что на город движется рой огромных насекомых – «муранчи». По словам автора, муранча - производное от «муравей» + «саранча», пришла из калмыцких степей, соотносится с одной из библейских напастей, нашествием саранчи.

Фрагменты из романа Р. Мельникова «Муранча»

* * *

Странно. Очень-очень странно… На улицах — пусто. Ну, то есть совсем. Абсолютно. Да когда такое было?! Словно все мутанты враз вымерли.

Илья ничего не понимал. Он добрался до выезда из города, не встретив по пути ни одной твари. «Пилоты» шороху навели, что ли? Неужели аэропортовская стая вылетела поохотиться в том же направлении, которое и он избрал для себя? Но раньше восточные окраины не особенно привлекали воронье. Здесь, конечно, тоже есть чем поживиться, однако добыча будет недостаточно многочисленной и крупной для целой стаи.

Нажмите для увеличения. Въезд в город со стороны Новочеркасского шоссе, авторское фото
Въезд в город со стороны Новочеркасского шоссе, авторское фото

Въезд в город со стороны Новочеркасского шоссе, авторское фото

Выйдя к Новочеркасскому шоссе, Илья решил все же хорошенько осмотреться, прежде чем продолжать путь. Он остановился у городской границы и укрылся за монументальной плитой, эту самую границу обозначавшей. Часть плиты — та, к которой некогда крепились барельефы орденов, присвоенных Ростову, — была отколота. А на оставшейся… «Ростов-на-Дону» — кричала огромными буквами надпись на плите. И уточняла буковками поменьше: «Город воинской славы».

Нажмите для увеличения. Барельеф на въезде в город, авторское фото, авторское фото
Барельеф на въезде в город, авторское фото, авторское фото

Барельеф на въезде в город, авторское фото, авторское фото

Выпуклые буквы были выщербленными, потрескавшимися и искрошенными. Первая литера отвалилась вовсе, оставив после себя лишь едва различимый на бетоне след, так что нынешнее название города можно было прочитать как «остов-на-Дону».

Илья невесело усмехнулся. «Остов» города-миллионника, областного и окружного центра, ворот Кавказа, порта пяти морей и прочая и прочая, являл собой печальное зрелище. Безлюдные улицы. Полуразрушенные здания, зияющие провалами пустых окон, дверных проемов и пробитых в стенах брешей. Смятые машины. Целые районы, захваченные буйной растительностью. И голые кварталы-пустыри, в которых, наоборот, по неведомой причине вымирало подчистую все живое. Илья снова вытащил монокуляр.

В небе над шоссе «черных пилотов» видно не было. Уже лучше: атаки с воздуха можно не опасаться. Признаков жизни, впрочем, пока не наблюдалось и на земле.

Нажмите для увеличения. Напротив рынка «Алмаз», авторское фото
Напротив рынка «Алмаз», авторское фото

Напротив рынка «Алмаз», авторское фото

Впереди располагался покосившийся блокпост контрольного пункта милиции и трасса М-4 «Дон». Слева — рынок «Алмаз». Справа — овощной рынок.

Несмотря на отсутствие явной угрозы, Илья медлил. Огромные базары с их непролазными лабиринтами разрушенных павильонов, магазинчиков, ларьков и контейнеров, в которых мог затаиться кто угодно, представляли немалую опасность. На некогда оживленной трассе, забитой искореженными автомобилями, тоже запросто можно было нарваться на неприятности.

Он выждал несколько минут, в очередной раз осматривая окрестности. Ничего. Никого… Илья решился. Ощущая под резиной сталкерской перчатки спусковой крючок «калашникова», он шагнул на шоссе.

Ноги в тяжелых армейских берцах осторожно ступали по потрескавшемуся асфальту, глаза и ствол шарили по трассе и обочинам.

Илья проверял каждую машину, мимо которой проходил. Внутри ржавых металлических коробок со сгнившими колесами лежали обглоданные человеческие кости и отравленные мумифицированные тела, которыми брезговали даже падальщики. Трупов Илья не боялся. Но среди останков могло прятаться кое-что пострашнее.

Движение на трассе он заметил, когда заглядывал в помятый «жигуленок». Далеко впереди, среди помятого транспорта мелькнуло пятнистое, словно одетое в камуфляж тело — сильное, гибкое, стремительное.

Существо практически не пряталось, но передвигалось так быстро, что сразу разглядеть его оказалось непросто. Пока было ясно лишь одно: виляя между машинами и перепрыгивая через них, оно бежало прямо на Илью.

А впрочем, куда ему сейчас еще бежать-то? Только к попавшей в поле зрения добыче. Но большой вопрос, кто тут чья добыча.

Илья поднял автомат. Так… Голова, отдаленно похожая на собачью, три пары лап… Хм, незнакомый вид. Пришлая, видать, тварь. Не местная. Хотя какая разница? Мутант он и есть мутант! И все они достойны только одного.

Смерти.

Илья почувствовал, как привычно вскипает ненависть. Та особая холодная ее разновидность, что переполняет все существо, но при этом остается подконтрольной разуму.

Тварей он ненавидел люто, всей душой. Всех тварей без исключения. И всех без разбора.

Поймать в прицел пятнистое тело оказалось сложно: шустрая попалась зараза… Тратить впустую патроны, которых и так было немного, не хотелось. Илья решил подпустить шестилапого пса поближе.

Ждать пришлось недолго. 9

* * *

Нажмите для увеличения. Старый Аэропорт, авторское фото
Старый Аэропорт, авторское фото

Старый Аэропорт, авторское фото

Они разошлись там же, у подъезда. Казак двинул на запад — к метро. Илья направился в сторону аэропорта.

Увы, как вскоре выяснилось, путь домой был отрезан. Со стороны Новочеркасского шоссе все еще шли мутанты, а без патронов пробиться даже сквозь этот иссякающий поток не представлялось возможным. В конце концов, Илья тоже решил свернуть к ближайшей станции метро — к Поселку Орджоникидзе: там можно было переждать, пока очередная волна тварей схлынет окончательно.

Однако подступы к Орджоникидзе тоже оказались перекрытыми. Возле самой станции Илья едва не наткнулся на большую группу мутантов. К счастью, эти твари были больше озабочены собственным спасением, чем охотой. Судя по всему, они уже не надеялись сбежать от надвигающейся опасности и искали в плотной городской застройке укрытия, так что Илье удалось благополучно с ними разминуться.

Поплутав некоторое время по улицам, он вышел в сельмашевские районы и вскоре оказался на Площади Комбайностроителей. Здесь вроде бы было тихо и спокойно. Мутантов поблизости не наблюдалось, и можно было немного передохнуть.

Нажмите для увеличения. Парк Островского, авторское фото
Парк Островского, авторское фото

Парк Островского, авторское фото

Большие яркие цветы и огромные плоды манили в глубину губительной чащи. Огрызки старых многоэтажек гигантскими надгробиями торчали из могилоподобных завалов кирпича и бетона. Некогда помпезный Дворец культуры «Ростсельмаш» с отсутствующей крышей, потрескавшимися стенами и поваленными колоннами теперь отдаленно напоминал разрушенный античный храм. Из вздыбившегося и рассохшегося асфальта замусоренной площади перед ДК тянулись к свету сухие шипастые сорняки, колючий кустарник и уродливые деревца с кривыми стволами и узловатыми, похожими на змей ветками, покрытыми широкими мясистыми листьями и длинными иглами.

Нажмите для увеличения. Площадь Комбайностроителей, авторское фото
Площадь Комбайностроителей, авторское фото

Площадь Комбайностроителей, авторское фото

Илья подумал о том, что по-хорошему здесь надо было бы поставить другую машину. Не сельскохозяйственную, а более достойную памятника в этом новом мире. Может, ее и поставили бы. Со временем. Если бы успели.

Илья вспомнил, как во время очередного финансового кризиса государство хорошенько вложилось в перепрофилирование «ростсельмашевских» мощностей. Деньги на поддержку предприятия выделили из бюджета, технологии купили за границей, на заводе в рекордные сроки установили забугорную сборочную линию, и всего несколько месяцев спустя «Ростсельмаш» наряду с привычной сельскохозяйственной техникой освоил выпуск совершенно новой, непрофильной продукции: подземных туннелепроходческих мини-комбайнов последнего поколения.10

Смотрите, читайте, один из вариантов будущего, описанный ростовским фантастом, уже не кажется таким нереальным, как десять лет назад.

Список используемой литературы:

1. Мельников, Р., Горловский музей получил книги из Ростова, / Р. Мельников // 07.07.2014. – URL : https://rg.ru/2014/07/07/knigi-gorlovka-site.html (дата обращения 22.04.2020).

2. Ладо Д. Архивы братьев Стругацких вернулись домой, / Д.Ладо // 31.05.2015 - URL : https://odnarodyna.org/content/arhivy-bratev-strugackih-vernulis-domoy (дата обращения 21.04.2020).

3. Бугулова И. «РГ» передала Фонду братьев Стругацких архив фантастов», / И.Бугулова // 26.05.2015. – URL : https://rg.ru/2015/05/26/reg-szfo/arhiv.html, фото Анатолий Медведь, (дата обращения 22.04.2020).

4. Орлова О., Ростовчане высекли «Искры» / О. Орлова // 01.02.2018 - URL : https://rg.ru/2018/02/01/reg-ufo/zhurnalist-rg-pobedil-v-dvuh-nominaciiah-konkursa-iskra-iuga-2017.h..., фото А. Королькова (дата обращения 21.04.2020).

5. Мельников Р., Метро 2033: Из глубин: От автора / Р. Мельников // Библиотека электронной литературы в формате fb2: (сайт). / URL : https://litresp.ru/chitat/ru/М/meljnikov-ruslan/metro-2033-iz-glubin/25 (дата обращения 22.04.2020).

6. Чем занимались московские метростроевцы в степях около будущего Волгодонска 65 лет назад // URL : https://bloknot-volgodonsk.ru/news/chem-zanimalis-moskovskie-metrostroevtsy-v-stepyakh-587130https:/.... – 2015. – 21 марта (дата обращения 22.04.2020).

7. Рябчиков Е. Волго-Дон / Е. Рябчиков. – Географгиз, 1954. – С. 115.

8. ЛитМир : электронная Библиотека : сайт / Мельников Руслан Викторович > Муранча > Стр.1, // URL : https://www.litmir.me/br/?b=148783&p=1 ) (дата обращения 20.04.2020).

9. Мельников, Р. Метро / Р. Мельников. – URL : https://knizhnik.org/ruslan-melnikov/murancha/5, (дата обращения: 15.12.2020). – Текст: электронный

10. Мельников, Р. Метро / Р.Мельников. – URL : https://knizhnik.org/ruslan-melnikov/murancha/5, (дата обращения: 15.12.2020). – Текст: электронный

Автор статьи: Пугачева Татьяна Леонидовна
библиотекарь отдела методической работы


Скажи свое слово о любимом городе!

Вы можете отправить свой текст, напечатав его в поле "Примечание", либо  прикрепив файл с текстом.


* Поле, обязательное для заполнения

CAPTCHA