Необычные явления 1921 года

Терне
Андрей Михайлович (1859-1922)

Терне Андрей Михайлович (1859-1922).

Экономист, статистик, социолог, в конце 1910-х г.г. занимал должность декана экономического отделения Кубанского политехнического института. А. М. Терне был очевидцем и непосредственным участником описываемых им событий. Он провёл в Советской России около полутора лет в 1920-х годах. Книга «В царстве Ленина» интересна и важна тем, что в ней в форме живых очерков даны непосредственные впечатления об установлении власти большевиков на юге России – в Ростове-на-Дону, Области Войска Донского, и в стране в целом.


Читать полностью »
Терне, А. В царстве Ленина [Текст] : очерки современной жизни в Р.С.Ф.С.Р. / А. Терне . - 2-е изд. - Берлин : Терне, 1922. - 413 с. Фото с сайта Designerbook


Фрагмент книги А.Терне «В царстве Ленина»

Необычные явления 1921 года.

Пример религиознаго подъема на юго-востоке России явила собою ранняя весна 1921 года. В это время начинают носиться слухи о явлении новых чудотворных икон, появляются проповедники, вещающие близкое падение ненавистной всему населению советской власти. Один священник в Нахичевани, пользующийся широкой популярностью, и потому хорошо ознакомленный с камерами для заключенных в Дончека, многозначительно призывает всех к покаянию смыванию с себя моральных грехов и телесной нечистоты в виду предстоящаго скоро крупнаго обновления России. Вскоре за его проповедями появляется известие о Кронштадтских событиях (антисоветское восстание) и потому надежда на близкое крушение советской власти еще сильнее разносится по Донской области и по Прикубанью. Начинается общий подъем и в этот момент происходит необычайное явлениe. В силу каких-то атмосферических условий многие купола и кресты церквей юго-востока России начинают золотиться без всякой видимой причины.


Нажмите для увеличения. Фото с сайта mitino.moseparh.ru
Фото с сайта mitino.moseparh.ru

Это доводит население уже до настоящего волнения. Говорят, о знамении с неба и проч. Я сам наблюдал это исключительное явление и, приходя ежедневно к Ростовскому собору, был свидетелем, как купола его делались светлее день ото дня и блестели все больше и больше. То же стало делаться и с некоторыми наружными образами. Можно себе представить, какое впечатление эти явления стали производить на настроения народных масс. У храмов с обновляющимися куполами и крестами стали собираться толпы народа, напоминавшие Петроград 1917 года.

Нажмите для увеличения. Собор Александра Невского в Ростове-на-Дону. На его месте теперь памятник советским первоконникам перед зданием областной администрации. Фото с сайта vashkonsul.ru
Собор Александра Невского в Ростове-на-Дону. На его месте теперь памятник советским первоконникам перед зданием областной администрации. Фото с сайта vashkonsul.ru

Собор Александра Невского в Ростове-на-Дону. На его месте теперь памятник советским первоконникам перед зданием областной администрации.

В толпе на разные лады комментировалось это событие, и высказывались мысли, враждебныя советской власти, и главным в представлении народных масс, виновникам народнаго бедствия — евреям. Антисемитические тенденции стали возрастать, особенно в связи с разнесшимся в городе слухом о том, что одновременно с обновлением крестов в местной хоральной синагоге рухнула с престола „тора“ и разбилась вдребезги. В толпе истолковывали это, как указание Провидения на близкое освобождение христианскаго населения, угнетеннаго коммунистами-евреями. Волнения перебросилось на базары и могло бы принять формы погромов и революционнаго выступления. Тогда в это дело сочла нужным вмешаться Дончека, перед зданием которой, как на грех, обновлялись кресты собора и собирались толпы народа. В официальном органе появилось по этому поводу разъяснение, указывавшее, что никакого чудеснаго обновления икон и крестов нет, а что на лицо имеются некоторыя последствия действия радиотелеграфа. Далее приводилось для вящей убедительности соответствующее заключение по этому поводу какого-то священника, вызваннаго экспертом в чеку, и, наконец, подчеркивалось, что явление это используется белогвардейскими бандитами и местной интеллигенцией для возбуждения населения против неустанно пекущейся о нем советской власти, а также для устройства погромов. Поэтому, впредь, какие бы то ни было собрания или разговоры на тему о чудесах и обновлениях икон и крестов категорически воспрещались, с угрозой заключения в тюрьму всех неповинующихся.

Нажмите для увеличения. Фото с сайта aquaviva.ru
Фото с сайта aquaviva.ru

Скажи свое слово о любимом городе!

Вы можете отправить свой текст, напечатав его в поле "Примечание", либо  прикрепив файл с текстом.


* Поле, обязательное для заполнения

CAPTCHA