Главная / Быт и бытие ростовских жителей / «Тетев» (фрагмент повести М. Налбандяна «Одному – слово, другому – невеста»)

«Тетев» (фрагмент повести М. Налбандяна «Одному – слово, другому – невеста»)

Налбандян
Микаэл Лазаревич (1829 – 1866)

Армянский писатель, поэт, литературовед, критик, публицист, философ, революционный демократ.

Родился в Нахичевани-на-Дону.

Налбандян был одним из первых армянских писателей, стоявшим на позициях революционной демократии и воспринявших идейную пропаганду журналов «Колокол» и «Современник».


Читать полностью »
Фото с сайта russia-armenia.info

В Лондоне он познакомился с Герценом, Огарёвым, Бакуниным и другими русскими эмигрантами, участвовал в обсуждении программы будущей русской революционной организации «Земля и Воля». После возвращения в Россию был обвинён в антиправительственной пропаганде и распространение запрещённой литературы и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В 1865 году Налбандяна сослали в Камышин в Саратовской губернии, где он и умер спустя год от туберкулёза.

Повести Микаэла Налбандяна «Одному – слово, другому – невеста» (1858г.) стоит некоторым особняком от основной революционно-пропагандистской линии в творчестве писателя и общественного деятеля. Это история любви армянской девушки Манушак и её избранника литератора и философа Шаумяна, рассказ о которой сопровождается интересными деталями о быте и мистических представлениях жителей старой Нахичевани. Некоторые фрагменты из этого сочинения мы с удовольствием включаем в коллекцию «Занимательной Ростовологии».

Данный фрагмент повести рассказывает о «тетеве», своеобразном народном способе врачевания в старой Нахичевани-на-Дону.




Налбандян, М. Л. Сочинения [Текст] : В 2 т. : [Перевод] / [Подготовка текстов, предисл. и коммент. Х. С. Саркисяна] ; [Ред. коллегия: А. Г. Иоаннисян и др.] ; АН Арм. ССР. Ин-т литературы им. М. Абегяна. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1968-1970. Т .2. - 1969. – С. 303.
Налбандян, М. Л. Сочинения [Текст] : В 2 т. : [Перевод] / [Подготовка текстов, предисл. и коммент. Х. С. Саркисяна] ; [Ред. коллегия: А. Г. Иоаннисян и др.] ; АН Арм. ССР. Ин-т литературы им. М. Абегяна. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1968-1970. Т .2. - 1969. – С. 303. Фото с сайта skupiknigi.ru


Нажмите для увеличения. Армянская девушка. Работа художника Севада Григоряна. Фото с сайта sevada.am
Армянская девушка. Работа художника Севада Григоряна. Фото с сайта sevada.am

Армянская девушка. Работа художника Севада Григоряна.

На следующее утро Манушак почувствовала себя плохо. Лицо ее было бледно, глаза утратили обычный блеск, то ее знобило, то бросало в жар. Ее лихорадило.

Тютюнджю-Оглу сразу же велел позвать доктора. Жена, которая вообще не верила ни в какие лекарства и всегда прибегала к помощи молитв и заклинаний, на этот раз ради дочери не стала возражать мужу. Но сама Манушак наотрез отказалась от доктора, стараясь убедить родителей, что она вполне здорова.

Тютюнджю-Оглу очень любил свою единственную дочь, каждое слово которой для него было свято, а поэтому, хотя и видел, что ей нездоровится, не настаивал на вызове доктора.

Но спустя неделю, видя, что состояние дочери не улучшается, Тютюнджю-Оглу решительным образом заявил ей и жене, что намерен вызвать доктора. Манушак вновь стала умолять отца не делать этого, заверяя, что она вовсе не больна и не нуждается ни в каких лекарствах.

Госпожа Тютюнджю-Оглу, решив, что наступил подходящий момент пустить в ход все свои испытанные средства, согласилась с мнением Манушак и предложила мужу подождать денька два, а пока она сама попробует лечить дочь по-своему. А уж если это не поможет, то тогда надо будет пригласить и доктора.

Последние слова она произнесла без особого воодушевления, так как была убеждена, что самые простые заклинания в тысячу раз более действенны, чем всякие лекарства. Но, чтобы не возбуждать гнева мужа и получить возможность действовать по-своему, она сказала, что якобы не отрицает значения медицины и даже считает ее самым надежным средством, но прибегает к ней, если, не дай бог, не помогут заклинания.

Таким образом, в руки госпожи Тютюнджю-Оглу было передано главное попечение о больной Манушак.

Из всех своих многочисленных магических способах лечения госпожа Тютюнджю-Оглу предпочитала обряд «тетев», она начала приготовление к нему.


Нажмите для увеличения. Картина художника Севада Григоряна. Фото с сайта sevada.am
Картина художника Севада Григоряна. Фото с сайта sevada.am

Картина художника Севада Григоряна.


Считаю необходимым ознакомить наших читателей с этим обрядом.

Не берусь точно объяснить происхождение названия обряда. По мнению нахичеванцев, этот обряд якобы приносит больным облегчение, отсюда и название – «тетев», что буквально означает «легкий». А теперь расскажу, как происходит этот ритуал.

Берут домашнее сито, насыпают в него семь видов сушеных фруктов, например, хурму, изюм, инжир и т. д. и т. п. Затем кладут в сито толстую свечу, мед, масло, сыр, пшено, зеркальце, небольшие ножницы, кисточку, гребень, две тонкие свечки, несколько кусочков свинца, одно куриное яйцо и семь прутьев из веника с привязанными к ним лоскутками из одежды больного.

К этому обряду готовятся обычно с вечера. Сито со всем содержимым кладут на ночь под голову больного. На другой день вечером, после обеда, зовут знахарку, специалистку по этому обряду. Знахарка прежде всего вынимает из сита кусочки свинца, несет их на кухню и бросает в котел, висящий на треного тагане, под которым разведен огонь. Чтобы свинец быстрее расплавился, в котел кладут толстую свечу: сгорая, она ускоряет плавку свинца, распространяя вокруг неприятный запах. Когда свинец расплавится, его приносят к больному. Больной ложится на спину, лицо покрывают тряпкой, одна женщина берет сито со всем содержимым и держит над головой больного, а другая женщина держит в сите блюдце с водой. Знахарка наливает расплавленный свинец в это блюдце. После этого вынимают застывший свинец и по образовавшимся причудливым формам его знахарка толкует о причинах недуга больного: как пристала эта болезнь к нему и т. д. Завершив эту часть обряда, снова расплавляют свинец и то же самое совершают над грудью больного, затем над коленями и ногами. После этого больному подают зеркальце, находящееся в сите, и больной смотрит в него. Одновременно гребнем расчесывают волосы на голове больного и ножницами отрезают несколько волос и кладут в сито. Затем в лоскутья из одежды больного насыпают сушеных фруктов – с головы до пят. Здесь больному говорят, чтобы он три раза плюнул в узелок с фруктами. Забыл сказать, что во время этого обряда по обе стороны сита горят две тонкие свечки, а по завершении обряда сито с содержимым в нем и горящие свечки кладут на порог дома и предлагают больному три раза перейти через них.


Нажмите для увеличения. Натюрморт художника Меружана Хачатряна. Фото с сайта artnow.ru
Натюрморт художника Меружана Хачатряна. Фото с сайта artnow.ru

Натюрморт художника Меружана Хачатряна.


Затем знахарка собирает лежащие в сите предметы, за исключением кисточки, ножниц и зеркала, связывает их в узел и, покружив их три раза над головой больного, выбрасывает их в определенное место˟. Когда знахарка возвращается к больному, спрашивают: «Что принесла?», и знахарка, три раза тряхнув передником перед больным, отвечает: «Здоровье!». Получив причитающуюся плату, она уходит и больше не появляется в доме. Состоянием здоровья больного она уже не интересуется: во-первых, она и так знает, что ее больные не вылечиваются и, во-вторых, ей было бы невыгодно если бы они выздоравливали…

Многие болезни, перед которыми медицина была бессильна, знахарки «излечивали». Если же им попадался такой человек, который кое в чем разбирался, то он смеялся над их глупыми методами лечения, отказывался от их услуг и всем рассказывал об их «чудесах». К подобным магическим средствам прибегали даже вардапеты, которые, несмотря на свою грамотность, позволяли совершать над собою эти унизительные обряды.

А сейчас мы вернемся к нашему повествованию.

Госпожа Тютюнджю-Оглу все уже приготовила для «тетева». На другой день жена Оло, которая считалась в городе самой видной знахаркой по «тетеву», была вызвана в дом Тютюнджю-Оглу. Она и совершила всю эту процедуру…

…Нельзя сказать, чтобы Тютюнджю-Оглу особенно верил в это колдовское действо, но в то же время нельзя сказать, чтобы он полностью отвергал сверхъестественную силу «тетева». И поскольку это касалось Манушак (неопределенное состояние ее здоровья все время его тревожило), то он щедро вознаградил знахарку, которая с тысячью благодарностей ушла, держа в руках узелок и свечу.

Сама Манушак скептически отнеслась ко всей этой процедуре и согласилась, подчиняясь лишь воле матери. Ее мысли были заняты Шаумяном. Она все думала об их тайном свидании в полночь при луне, свидании предопределявшем будущее всей ее жизни.


Нажмите для увеличения. Свидание. Картина художника Севада Григоряна. Фото с сайта sevada.am
Свидание. Картина художника Севада Григоряна. Фото с сайта sevada.am

Свидание. Картина художника Севада Григоряна.


__________________________________________

Примечания Микаэла Налбандяна

˟ Оно обычно напоминает то место, где больной перенес свое потрясение. Если это случилось у реки, идут на реку. Если в ущелье – идут в ущелье и т. д. Если место известно точно, идут туда. Если оно не известно, приглашают гадалку и она указывает то место, где обитают духи, являющиеся причиной болезни.

˟˟ «Тетев» бывает двух видов: один – со свинцом, - считается более «верным»; другой – со свечой. Свечи покупают в церкви, их называют «слезами», потому что во время горения по ним стекают «слезы». «Тетев» со свечой пользуется меньшим доверием, знахарок, которые к нему прибегают, считают обманщицами, подобно тому, как аллопатия смотрит на гомеопатию. При более легких заболеваниях больному кладут под голову семь зубчиков чесноку и семь крупинок соли. Спустя некоторое время чеснок выбрасывают на дорогу.

˟˟˟ «Тетев» нельзя совершать в воскресенье или в другие праздничные дни. Наиболее благоприятным считается вечер четверга, прозванный «входом в пятницу».


Скажи свое слово о любимом городе!

Вы можете отправить свой текст, напечатав его в поле "Примечание", либо  прикрепив файл с текстом.


* Поле, обязательное для заполнения

CAPTCHA